Бильярдный кий. Его выбор.

   Итак, бильярдный кий… Что же это такое на самом деле? Постараемся дать развернутый ответ на такой простой с первого взгляда вопрос.

  В первую очередь это конечно инструмент для игры на бильярде. Но очень многое зависит от взгляда на вещи: ведь знакомство с кием, да и бильярдом как таковым у каждого происходит по разному. Современной молодежи в этом плане можно сказать повезло, так как вряд ли в теперешних бильярдных можно встретить то, чем играли в далекие семидесятые и восьмидесятые годы в Советском Союзе. В то время практически любой предмет цилиндрической формы, прислоненный к бильярдному столу можно было назвать кием, промышленность выпускала столы из ДСП с основой игрового поля из ДСП и комплектовались такие столы просто деревянными палками… Для современного любителя бильярда та ситуация обернулась большим плюсом, как не странно. На фоне отсутствия элементарного инвентаря профессиональные игроки (а таких было множество и в те времена в нашей богатой талантами стране) стали пытаться изготовить «под себя» инструменты и приспособления. А кто может справиться с такой задачей лучше игрока? Да никто. И вот с тех пор и пошло развитие различных школ и техник изготовления киев ручной работы. Многие параметры и характеристики кия менялись, претерпевали глобальные и кардинальные изменения, но и по сей день кий ручной работы является эталоном для профессионального инструмента.




  Рассмотрим основные элементы бильярдного кия и их функциональное назначение. Наклейка. Вот основа основ, то с чего начинается и чем заканчивается кий. Огромное значение. Половина характеристики кия. Сейчас на рынке великое множество предложений и это прекрасно, так как не существует наклейки идеальной для всех. Ну во первых все зависит от профессионализма игрока (допустим жесткой наклейкой начинающий игрок вряд ли сможет играть вот так сразу: будут и «киксы» и сложности с «винтами», хотя игроки с хорошим опытом предпочтут именно жесткую наклейку). Конструктивно наклейка-это просто кусочек кожи, наклеенный на кончик кия, но и тут не все так просто: современные наклейки могут быть и многослойными и содержать в себе не только кожу, но и многие прогрессивные материалы (как можно убедиться на примере американских наклеек Tiger). Вообще выбор наклейки-это постоянный компромисс между ее мягкостью (способностью придавать шару боковое, поступательное и обратное вращение) и жесткостью (долговечностью и точностью на прямых ударах). Ничего не напоминает? Да-да, в Формуле 1тоже самое при выборе шин. Мой совет и самые популярные решения на каждый день сегодня-это: для начала наклейка «Master», через некоторое время-«Triangle», а затем уже выбор более дорогой и специализированной наклейки в зависимости от личных предпочтений. Многие считают эталоном японские наклейки «Moori», благо они выпускаются в нескольких вариантах: мягкая, жесткая и средней жесткости. Увы, хоть это и на самом деле очень толковая и качественная наклейка, но и она удовлетворит не каждого. Да многие профессионалы вообще играют наклейками «Super-Pro» (очень жесткая наклейка характерного красного цвета, диаметром 14 мм, производилась в США, снята с производства), которые предназначены для разбоя пирамиды в пуле. Кстати большинство профессиональных наклеек, используемых для русского бильярда, вовсе для это не предназначены- так уж сложилось исторически, что мы сами наклейки не производим, а в мире более распространен пул и снукер. При обслуживании наклейки важно придать ей правильную форму при помощи «шейпера» изначально (отличным решением будет шейпер «Willards», производства США) и обработка мелом постоянно. Есть хорошая бильярдная шутка на эту тему: «Плохой игрок мелит после кикса, а хороший-вместо». Сведем все вышесказанное к выводу-наклейку можно и нужно подобрать под индивидуальную манеру игры и личные предпочтения. И помним, что с хорошей наклейкой можно играть и шваброй)
 

  Фирулина. Кончик кия имеет довольно небольшой диаметр (от 14 мм до 10мм) и при этом подвергается очень сильным физическим нагрузкам (сила удара некоторых игроков составляет сотни килограмм). Вот фирулина то и помогает эти нагрузки выдержать. Она представляет собой кольцо, надетое на кончик кия (предварительно сточенный  на толщину стенки фирулины, т. е. кий остается гладким). Материал изготовления может быть различным: от всевозможных пластиков (капролон и т. д.), металлов (титан, латунь) до благородных пород дерева (самшит, эбен). В России более популярны кии без фирулины, таким образом мастер подчеркивает высокое качество используемой древесины, которая не нуждается в дополнительном усилении. Но при игре таким кием приходится быть вдвойне аккуратным, что конечно не критично, но многим ни к чему.

  Далее перейдем к скрутке. Так как большинство киев состоит из двух частей -шафт и турняк (для удобства транспортировки в первую очередь), то эти две части должны как то соединяться. В основном скрутка-это обычное винтовое соединение: одна часть кия оснащается винтом, вторая-резьбовой втулкой. Скрутка не только крепко держит между собой две части кия, но и регулирует ровность кия, поэтому чрезвычайно важно держать торцы скрутки в чистоте; проводить их регулярную очистку необходимо обязательно, так как и незаметная песчинка, попавшая в скрутку обязательно приведет к кривизне кия в будущем. Форм и вариантов скруток сейчас существует множество, как и мастеров, их изготавливающих, скажем лишь, что для крепкой скрутки достаточно 3–4 витков резьбы, дальше винт выполняет лишь эффект направляющей. В последнее время очень популярной стала так называемая «вакуумная скрутка»-это скрутка, в которой диаметры втулки и винта очень близки по значению, а конструктивно винт является длинной направляющей с несколькими лишь витками резьбы у самого основания. Такая скрутка зарекомендовала себя как достаточно долговечная и быстрая. При разборке кия издает характерный хлопок, от чего и получила свое название. Отдельно можно отметить кии итальянской компании «Norditalia» под торговой маркой «Longoni», в некоторых моделях этих киев скрутка вырезана из дерева и является одним целым с кием. Такое решение хотя и уменьшит механическую прочность кия, но позволяет тоньше чувствовать удар, создает впечатление игры цельным кием.

  Ну и завершающая часть кия-опора, она же-пятка, она же-бампер. Тут говорить практически не о чем, название «бампер» полностью раскрывает ее назначение-резиновая накладка на турняк для защиты торца кия от механических повреждений. Отличаются они только визуально, большой разницы от использования того или иного типа Вы не ощутите.

  Что же мы получаем в целом? Понятно, что в первую очередь кии отличаются типом бильярда, для которого они предназначены: русская пирамида, пул, снукер. Кии для пирамиды имеют массу порядка 700–750 грамм (это усредненные значения и кии под заказ могут быть совершенно любого веса), длину порядка 160–165 см, кии для пула весят меньше 18–21 унции (примерно 510–590 грамм) и их длина составляет 145–150 см, кии для снукера и того меньше 500–510 грамм и 140–145 см соответственно. Почему так? Все просто: главное-это вес шара, в русском бильярде он 285 грамм, в пуле 170 и в снукере 140 и вес кия принято брать как утроенный вес шара. Что будет, если не следовать данному правилу? Допустим использовать пуловский кий с шарами для пирамиды? Массы кия будет недостаточно для придания шару необходимого ускорения, а длины не хватит, чтобы дотянуться и до центра 12-ти футового стола. Возьмем обратную ситуацию: кий для пирамиды и пуловские шары-теперь шары непременно будут вылетать за пределы стола из-за излишнего и неконтролируемого ускорения да и выглядеть с кием соразмерным с длиной стола Вы будете по меньшей мере комично. Итак «Цезарю -цезарево, а Кесарю-кесарево». Что дальше, почему один кий стоит 150 гривен, а за другой просят тысячу долларов? А дальше как и везде-стоимость материалов изготовления, стоимость технологий и стоимость рабочей силы. Выходит, что самые дешевые кии родом из солнечного Китая и изготовлены из самых бросовых материалов-для киев это рамин (дерево сродни нашей березы-и по редкости и по качеству древесины). Второе место почетно занимают кии фабричные от известных брендов, но тут снова незадача-в мире ну очень слабо развита русская пирамида и все те космические технологии, которые применяются в изготовлении современных брендовых киев проходят мимо нас (если конечно мы говорим о русской пирамиде, для пула и снукера огромный ассортимент отличных фабричных киев),  в своей жизни кроме «Longoni» не встречал годных киев для пирамиды зарубежного производства. И вот мы пришли  к вершине. Венец эволюции кия для русской пирамиды-кий ручной работы. Тут конечно тоже не все так гладко: само понятие ручной работы достаточно размыто-классическая школа-это использование только рубанка и наждачной бумаги, изготовление одного кия за раз в течении нескольких месяцев, индивидуальная подгонка-это очень круто, очень дорого и крайне редко встречается в реальности; наши реалии делается20–50–200 заготовок, распиливаются, клеятся, филируются с помощью токарного станка, высверливаются под загрузку, устанавливаются грузы и клеятся наклейки (это уже серийные кии ручной работы). В жизни же получается некая смесь, почти все мастера изготавливают кии сериями, но при этом после отбора некоторые кии проходят дополнительную подгонку и становятся на порядок лучше (и дороже), а так же изготавливают индивидуальные, уникальные кии под заказ.

  Что вообще представляет из себя кий ручной работы? Почему его называют наборным? Суть в том, что классический кий состоит из двух разных пород дерева: в основном это граб (реже клен) и дорогие сорта красного и черного дерева (классически амарант, венге, палисандровые и эбен). Процесс изготовления довольно трудоемкий: подготовленные, просушенные заготовки распиливаются клиньями и склеиваются с чередованием пород, клея при этом обычно используются натуральные (мездровой, осетровый, костный), но у каждого мастера свой, особый рецепт. Причем такой набор используется совершенно не в целях украшения (это скорее побочный эффект), а для придания конструкции стабильности при изменениях окружающей среды-температуры, влажности. Количество запилов повлияет на стоимость кия, но смысл это имеет до определенных границ: если кий из 14–18 клиньев где то лучше кия из 6–10 клиньев, то 30–40 клиньев-это уже понты и испытание мастера на «слабо». Как уже упоминалось, кий состоит из шафта (пера) и турняка (задняя, опорная часть кия), в двусоставном кие -это отдельные части, в кие же цельном это разделение условное. Лучше кстати играть цельным кием, резать их стали не от хорошей жизни, а лишь в угоду мобильности. Турняк часто инкрустируют, причем полет фантазии настолько безграничен, что порой богатство и  утонченность этой инкрустации приводит кий к разряду произведений искусств, а его стоимость к стоимости представительского авто. Еще одна характеристика кия-это баланс, он колеблется где то в пределах 38–42 мм с небольшими отклонениями «на любителя».

  Дерево для кия. Ну качество мы обсуждать не будем, понятно, что оно должно быть, понятно, что порой поставщики подводят и попадается недостаточно просушенная древесина. Сейчас о другом. Какое дерево подойдет идеально для изготовления кия? И как всегда упираемся в индивидуальность и личные предпочтения. Общие требования выполняет так порядка трехсот сортов красного дерева, какое же предпочтительней? Опираясь на опыт поколений можно выделить несколько пород. Самое недорогое красное дерево, используемое в изготовлении киев для русской пирамиды-это амарант, при невысокой цене, оно имеет достаточно высокую плотность, красивую структуру и необычный оттенок (с неким фиолетовым отливом) Самым распространенным деревом для изготовления киев является венге. Кии из венге могут быть и киями начального уровня и настоящими шедеврами, изюминками коллекции мастера. Таким популярным венге сделали не только его характеристики, потрясающе подходящие для кия (плотность: 850 – 950 кг/куб. м., твердость – 4,2), но и выдающийся окрас, колеблющийся от золотисто-коричневого до темно-коричневого с черными прожилками. Кий из венге может стать любимым и верным инструментом на всю жизнь. И, наконец эбен, это очень плотное дерево черного цвета (может колебаться до темно-коричневого, но ценится и очень круто смотрится именно глубокий черный цвет). Создает впечатления изделия из пластика или эбонита, откуда и название. Из эбена изготавливают самые шикарные кии, именно их инкрустируют до умопомрачения и именно эбеновые кии обычно возглавляют линейку. Некоторые мастера предпочитают различные породы палисандра или кокоболо, но на мой взгляд это все-таки более декоративные, поделочные породы. Приобретая кий из эбена можно быть уверенным, что больше ничем играть не захочется, поэтому будьте крайне осторожны)))

  Обсудить все это более подробно, а также протестировать и приобрести кий по вкусу Вы можете ежедневно в нашем салоне.

  VIP-бильярд.
 
http://www.vip-billiard.com.ua/products/cat_2/

Обсудить у себя 0
Комментарии (2)
а с какой стороны за него хвататься нужно ? а если серьезно- не знала, что это целая наука…
Ну с толстой естественно 
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: